Деньги России
Статьи

Серия серебряных монет «История русской авиации»

АН-2
Самолёт АН-2
Термином «авиация» сначала называли любые способы перемещения в околоземном воздушном пространстве с помощью управляемых летательных аппаратов. Появление первых самолётов в начале XX века, вытеснивших к концу 30-х годов дирижабли и другие устаревшие способы полётов, придало авиации иной смысл. Теперь она охватывает лишь воздушные перемещения с помощью современных средств (самолёты, вертолёты), остальные способы называют воздухоплаванием.

Начиная с 2010 года Банк России начал новую серию коллекционных серебряных монет номиналом 1 рубль, целью которой является демонстрация наиболее известных моделей самолётов, произведённых в СССР и России в разные периоды истории. Ежегодно выпускается по две монеты, на одной из них изображён старинный самолёт, на другой современный. Изображения частично выполнены синим (для пассажирских самолётов) или зелёным цветом (для военных). Монеты в обращение не выпускаются и реализуются различными банками по специальной цене. Каждый экземпляр упакован в защитную пластиковую капсулу, к нему прилагается сертификат подлинности монеты.

Аверсы монет имеют стандартное для коллекционных выпусков оформление. До 2016 года в центральном точечном круге изображалась эмблема Банка России (двуглавый орёл без корон и регалий, под ним полукругом надпись «БАНК РОССИИ»), во внешней части вверху полукругом номинал - «ОДИН РУБЛЬ», внизу дата выпуска, обозначение пробы серебра - «Ag 925», масса монеты - «7,78» и эмблема монетного двора. С 2016 года аверс значительно изменился вместе со всеми другими российскими монетами: в центре стал помещаться Герб РФ, над ним полукругом надпись «РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ», внизу надпись «БАНК РОССИИ», номинал и дата чеканки, возле лап орла обозначены: слева металл, справа масса и знак монетного двора. Диаметр всех монет — 25 мм, толщина — 2,2 мм, масса — 8,53 г (чистое серебро — 7,78 г). Тираж каждой монеты — 5 тысяч штук.

Список монет серии «История русской авиации»:
Русский витязь«Русский витязь»
Создан на Балтийском судоремонтном заводе в 1912-1913 годах И.И. Сикорским, является первым в мире четырёхмоторным самолётом. Мог вмещать 7 человек (3 члена экипажа и 4 пассажиров). Существовал только один экземпляр, на котором был установлен мировой рекорд по продолжительности и дальности перелёта — 170 км за 114 минут.
Сухой Суперджет - 100«Сухой Суперджет-100»
Выпускается с 2008 года, введён в эксплуатацию в 2011. Является ближнемагистральным реактивным самолётом. Используется для междугородних перевозок дальностью до 4500 км, вмещает 98 пассажиров.
У-2«У-2» (По-2)
Выпускался с 1928 по 1954 год, всего было изготовлено около 33 тысячи экземпляров, что делает его одним из самых массовых самолётов в мире. Из-за небольших размеров во время войны лётчики прятали самолёты в зарослях, за что их стали называть «кукурузниками». Имеет стандартную конструкцию для бипланов (деревянный каркас, обтянутый тканью или обшитый фанерой, сдвоенное крыло). Рассчитан на одного пилота и одного пассажира (места расположены в длину).
Ту-144«Ту-144»
Одна из двух в мире разработок сверхзвуковых пассажирских самолётов, строился в КБ Туполева, произведено 16 единиц. Первый полёт состоялся в 1968 году, а в 1977-1978 годах осуществлялись регулярные пассажирские перевозки по маршруту Москва - Алма-Ата. Был способен преодолевать расстояния со скоростью более 2 тысяч километров в час, что в 2-3 раза выше скорости современных пассажирских лайнеров. Высота полёта составляла около 16000 метров. Из-за большой дистанции разгона и посадки мог эксплуатироваться только опытными лётчиками-испытателями и только на подготовленных для аэродромах, вдобавок к этому во время испытаний произошло две авиакатастрофы и несколько происшествий, что сделало его непригодным для использования. Конструкцию сверхзвуковых самолётов планировалось значительно пересмотреть, а с распадом СССР работы над ней завершились. Британско-французский брат-близнец оказался более успешной моделью, но после катастрофы 2000 года полёты прекратились.
И-16«И-16»
Один из самых известных самолётов первых лет Великой Отечественной войны, получил прозвище «ишак». Выпускался с 1934 по 1942 год, всего произведено более 10 тысяч штук. Кабина рассчитана на одного пилота. Самолёт отличается коротким фюзеляжем с большим отсеком для мощного 9-цилиндрового двигателя, что делает его очень манёвренным. Изготовлен с применением каркаса, обшитого фанерой для снижения массы.
ИЛ-76«ИЛ-76»
Тяжёлый транспортный самолёт, разработанный в начале 1970-х годов, и выпускающийся до сих пор. Способен переводить до 60 т грузов или более 200 солдат с оружием на расстояние 6-7 тысяч километров. Грузовой отсек имеет длину 24 метра, ширина и высота — около 3,5 м.
АНТ-25«АНТ-25»
В 1933-1934 годах изготовлено два экземпляра, в 1989 выполнена точная копия. Военный самолёт, рассчитанный на двух пилотов. Цель проекта — достичь максимальной на тот момент дальности полёта. В 1936 году под руководством лётчика В.П. Чкалова был совершён беспосадочный перелёт из Подмосковья на остров в Охотском море (9375 км). Через год два самолёта преодолели расстояние более 10 тысяч километров из Подмосковья через Северный полюс в США (штат Калифорния) без посадки и дозаправки.
Ту-160«Ту-160»
Сверхзвуковой бомбардировщик, самый тяжёлый военный самолёт в мире. Обладает возможностью изменения геометрии крыльев, способен нести ядерные ракеты. Выпускается с 1984 года. Длина самолёта — 54 м, размах крыла — от 35 до 56 м. Способен лететь со скоростью 2200 км/ч и преодолевать до 14 тысяч км без дозаправки, максимальная высота — 16000 метров.
ЯК-3«ЯК-3»
Один из самых массовых одноместных самолётов-истребителей второй половины Великой Отечественной войны. Выпускался с 1944 по 1946 год. На самолётах устанавливался пулемёт системы ШВАК. Длина самолёта — 8,5 м, азмах крыла — 9,2 м, масса — до 2, т. Развивал максимальную скорость 645 км/ч, дальность полёта — до 650 км на высоте от 10 до 11 тысяч метров.
БЕ-200«БЕ-200»
Современный самолёт-амфибия, выпускается с начала 2000-х годов. Может взлетать с водной поверхности, что делает его удобным для выгрузки десанта или доставки грузов в прибрежные районы, не имеющие подходящего аэродрома. Способен перевозить до 5 тонн грузов и 12 кубометров воды для тушения пожаров, дальность полёта — 3100 км.
ЛА-5«ЛА-5» (ЛаГГ-5)
Деревянный одноместный самолёт-истребитель, выпускавшийся в 1942-1944 годах под руководством С.А. Лавочкина. Изготавливался методом склеивания фанеры и деревянных реек, оснащался 14-цилиндровым двигателем мощностью до 1700 л.с. Дальность полёта достигала 1190 км при скорости 510-580 км/ч. Имел пулемёт системы ШВАК, мог также оснащаться двумя 100-кг бомбами ФАБ-100.
СУ-25«СУ-25»
Бронированный военный самолёт-истребитель, участвовавший во многих вооружённых конфликтах, выпускается с 1978 года и находится на вооружении стран постсоветского пространства до сих пор. Самолёт может запускать ракеты малой дальности и сбрасывать авиабомбы. Последние разработки оснащаются высокоточным вооружением.


Рисунки монет взяты с официального сайта ЦБРФ.

Даты выпуска:
1 апреля 2010"Русский витязь"
1 апреля 2010"Сухой суперджет - 100"
3 мая 2011"У-2"
3 мая 2011"Ту-144"
1 марта 2012"И-16"
1 марта 2012"ИЛ-76"
1 марта 2013"АНТ-25"
1 марта 2013"Ту-160"
3 февраля 2014"ЯК-3"
3 февраля 2014"БЕ-200"
31 мая 2016"ЛА-5"
31 мая 2016"СУ-25"



*Справка:
И-16
Самолёт И-16 в Центральном Военно-Морском музее
Значительный вклад в становление русской и мировой авиации внёс И.И. Сикорский, конструктор первого в мире четырёхмоторного самолета (1913 год), бомбардировщика и других летательных аппаратов. После эмиграции в США занялся разработкой вертолётов, система которых используется до сих пор. До середины 1930-х годов почти все самолёты были бипланами: имели по два совмещённых крыла, деревянный каркас, на который натягивалась ткань. Двойное крыло повышало прочность шаткой конструкции. Нередко изготавливались трипланы, в которых было три крыла, расположенных параллельно одно над другим. Самые тяжёлые самолёты могли иметь по два-три сдвоенных или строенных крыла. Двигатели могли располагаться в любом месте, чаще всего спереди (один двигатель) или на крыльях (два и более двигателей).
К началу Второй Мировой войны бипланы и трипланы вытесняются металлическими самолётами нового типа, имеющих всего одно крыло. Однако по-прежнему использовался массивный двигатель внутреннего сгорания. С ростом мощности самолётов увеличивался и размер двигателей, которые значительно повышали массу летательного аппарата. Максимальная вместительность ограничивалась 20-30 пассажирами.
К концу 1940-х годов винтовые самолёты вытесняются еактивными, они оказались значительно легче и меньше, а мощность возросла в несколько раз. Это дало толчок к развитию гражданской авиации, начинаются регулярные пассажирские авиаперевозки. Первый советский реактивный пассажирский самолёт Ту-104 вмещал уже до 100 пассажиров. В 60-70-х годах разрабатывались первые сверхзвуковые самолёты, которые могли разгоняться до 2 тысяч километров в час, но конструкция не выдерживала таких нагрузок, и от идеи в дальнейшем отказались. За последние 50 лет возрастала в основном вместимость и комфорт пассажирских самолётов.
Военные самолёты пошли по другому пути, в них основной упор делается на скорости и манёвренности, последние модели способны лететь в 3 раза быстрее скорости звука. Не менее значимой отраслью является разработка транспортных самолётов, способных перевозить большие грузы на дальние расстояния в короткий срок.


50 копеек 1986
Подробнее


25 рублей 1887
Подробнее

При копировании текста или изображений ссылка на сайт russian-money.ru является обязательной.

© Деньги России, 2009-2024

Яндекс.Метрика
Наверх
Вниз
При копировании текста или изображений необходимо указывать активную ссылку на источник - www.russian-money.ru, а также на другие источники информации, указанные в тексте. Использование изображений с логотипами запрещается.

Копирование более 1 абзаца текста или более 3 изображений запрещено без письменного разрешения администрации.