Первые монеты появились в VII веке до нашей эры в государстве Лидия (на территории западной части современной Турции). Это были кусочки сплава золота с серебром, на которых выбивался особый знак. С тех пор менялась форма монет, использовались различные металлы, но в целом их всегда выпускали одним способом – ударом штемпеля с негативным изображением по заготовке. Методом отливки в формы делали только фальшивые монеты, они отличаются характерной размытостью рисунка и различной высотой отдельных элементов. Рассмотрим способы чеканки, применявшиеся в России на протяжении разных веков.
Чеканка в допетровские времена
Первые собственные монеты («сребреники») появляются на Руси при князе Владимире Великом, они выпускаются очень ограниченно, и уже через 60-70 лет при Ярославе Мудром чеканка прекращается. Изготавливались эти монеты тем же способом, который использовался в Византии: из листа серебра вырезали круглые тонкие заготовки, которые клали между двумя штемпелями и продавливали изображения с помощью пресса. Заготовки часто имели неровные или обрубленные края из-за несовершенной технологии вырезки. Изображения были сложными: на лицевой стороне князь, сидящий на троне; на обороте в первое время помещался Христос, затем трезубец – родовой знак Рюриковичей. Круговая надпись указывала на правление князя. Существовали также золотые монеты «златники», меньшего размера, но схожего веса и внешнего вида.
Во второй половине XIV века в Москве в период правления Дмитрия Донского после 300-летнего перерыва монетное производство возобновляется, но внешний вид и качество монет сильно изменилось. Теперь их делали из серебряной проволоки, нарезая её на мелкие кусочки и расплющивая молотом.
Чешуйка Новогорода, XV век (экспозиция Эрмитажа)
Изображения наносились штемпелями, в которых зажималась монета, затем сверху ударяли кувалдой. Монеты получались бесформенными и мелкими, напоминающие рыбью чешую, за что получили среди коллекционеров название «чешуйки». Вес мог различаться в полтора раза, контрольное взвешивание проводилось только для партии монет. Такие чешуйки просуществовали до петровских преобразований, то есть более 300 лет. Последние проволочные копейки датированы 1718 годом. За полвека до этого, при Алексее Михайловиче массово выпускались медные копейки такого же типа.
До реформы Елены Глинской 1534-1547 гг. монеты чеканили купцы-денежники из собственного серебра, разрешение на чеканку давал князь. Они же распространяли монеты при осуществлении закупок товаров. Затем выпуск полностью переходит государству, появляются первые государственные денежные дворы (позднее названные монетными).
Производство монет в Российской империи
Словом «чеканка» обозначают процесс нанесения изображений посредством удара молотом. С развитием технологий данный неэффективный тип производства полностью ушёл в прошлое, но название сохранилось, хотя правильнее называть выпуск монеты нового времени «тиснением», то есть продавливанием изображений.
Штемпели для копейки XVIII века и для 2 копеек Николая I (из экспозиции Эрмитажа)
Со времён Петра I монеты обретают привычную нам форму ровного толстого диска, хотя до середины XIX века окружность часто имела кривизну. Несмотря на использование только государственных монетных дворов, чеканка имела некоторые элементы частного производства. К монетному двору прикреплялся минцмейстер, в обязанности которого входило получение металла из казны и передел его в монету. Например, серебро поставлялось в количестве 120 пудов, которое затем проходило плавку с приведением пробы в соответствие с нормой, этим занимался минцпробирер. Минцмейстер брал на себя организацию производства и нанимал работников, он же отвечал за качество работы. На монетах часто помещались инициалы минцмейстера, чтобы в случае выявления недостатков монеты, можно было напрямую обратиться к нему.
Гуртильный станок (экспозиция музея Гознака)
Готовый металл разливался в изложницы – специальные формы для выплавки плоских широких слитков. Эти слитки затем прокатывались до толщины монет (плащение и вальцовка), после чего из них выбивались специальными штампами круглые заготовки. Часть заготовок из партии проходила контроль взвешиванием, негодные отбраковывались или проходили юстировку (корректировку веса). Даже при этом не удавалось достичь идеальных показателей, например у Екатерининских пятаков вес колеблется в пределах 48-51 грамма. Для повышения прочности заготовки проходили отжиг, из-за чего покрывались копотью. Для избавления от копоти и придания блеска их шлифовали в барабане и обрабатывали в кислоте, последним этапом была промывка. Заготовки (особенно для медных монет) иногда выпускались на специальных заводах (плащильных мельницах), после чего поступали на монетный двор.
На монетном дворе заготовки первым делом проходили через гуртильный станок, который наносил гурт (боковая поверхность монеты). Из-за кривизны заготовок, гурт монет XVIII века может частично отсутствовать, или плохо распознаваться. На гурте могли быть узоры, насечки, надписи. Такая обработка позволяла защитить монеты от «стрижки» - срезания части драгоценного металла злоумышленниками. «Стрижку» активно использовали для монет-чешуек допетровского времени, возможно поэтому у них такой сильный разброс веса, на некоторых даже явные следы откусывания металла.
Станок для перевода рисунка на заготовку маточника (экспозиция Эрмитажа)
Заготовки с гуртом или без него (если он не был предусмотрен) помещались в пластину с круглыми отверстиями по диаметру монет – фиксатор. Если производство было штучным, то фиксатор имел одно отверстие, но чаще чеканка производилась сразу для нескольких монет. Снизу ставились штемпели с негативом одной стороны, сверху негатив другой, затем всё это зажималось винтовым прессом. Поначалу во многом использовался ручной труд, особенно тяжёлые действия осуществлялись за счёт водяных колёс или лошадиной тяги. И только в середине XIX века появляется паровой пресс.
Созданием рисунка будущих монет занимался художник, который затем передавал эскизы гравёру. Гравёр создавал гипсовую модель будущей монеты диаметром приблизительно 30 см. Это позволяло детально проработать изображения. Инициалы гравёра тоже присутствуют на многих монетах, но они обычно скрыты в деталях изображений.
Затем диск с моделью покрывался слоем резины, в полученную форму наливалась эпоксидная смола, чтобы изготовить твёрдую заготовку. Она помещалась в специальный станок, который методом вращения с помощью системы зубчатых колёс переводил рисунок на диск значительно меньшего размера, сопоставимого с размером монеты. По заготовке отливался маточник – цилиндр из твёрдого сплава с точным изображением монеты, его закаляли для повышения износоустойчивости. С помощью маточника изготавливали несколько стальных штемпелей с негативом изображения, которыми уже чеканили монету.
Штемпели для Константиновского рубля (экспозиция Эрмитажа)
Выпуск монет на современных монетных дворах
В целом технология не изменилась за последние 150-200 лет: в производстве участвуют художники и гравёры, изготавливающие маточники и штемпели. Многие станки сохранили первоначальную конструкцию, но дополнились электронным оборудованием, технологическими новинками и другими деталями, позволяющими ускорить производство в сотни раз.
Для повышения срока службы штемпели проходят закалку и хромирование, такой штемпель может произвести не менее 250 тысяч монет. На монетный двор металл поступает в виде катушек ленты шириной в одну-две монеты. Эти катушки заправляются в нарезные станки, делающие заготовки. Заготовки загружаются в другой станок, наносящий гурт и сразу кант (бортик по краю монеты с двух сторон). Некоторые монеты выпускаются без гурта, но кант есть всегда. После такой процедуры для восстановления свойств металла заготовки обжигают при 850 градусах и охлаждают. Затем их загружают в барабан с металлическими, керамическими и пластиковыми шариками для полировки, обрабатывают химикатами.
Современные чеканочные станки полностью автоматизированы, в них насыпают заготовки, а на выходе получаются готовые монеты. Например, монеты регулярного чекана могут производиться на таком станке по 700 штук в минуту, для юбилейных и памятных скорость несколько ниже. Монеты упаковываются в тканевые мешки с пломбой и развозятся по отделениям банков, в кассы и т.д. В последнее время всё чаще стали запечатывать монеты в полиэтиленовые пакеты.
В отличие от имперского времени, тиражи современных монет регулярного чекана не разглашаются и являются государственной тайной. Известно только, что тираж каждого номинала в год составляет сотни миллионов штук, а может быть даже превышает миллиард. Юбилейные и памятные монеты из обычных металлов выпускаются тиражом от сотен тысяч до десятков миллионов штук, их количество сообщается на сайте Банка России. Выпуском сейчас занимается два предприятия: Московский и Санкт-Петербургский монетные дворы, являющиеся дочерними предприятиями «Гознака», а он в свою очередь контролируется Банком России.
В последнее время монеты начали изготавливать из стальных заготовок, покрытых другим металлом. Существует два варианта такого производства: плакирование и гальванопокрытие. При плакировании лист металла сразу покрывается тонким слоем цветного металла, а вырубающиеся заготовки получают вид торта – сбоку просматривается основа, тонкий слой может со временем отходить от монеты. По этой технологии чеканили 5 рублей в 1997-2009 годах, но заготовка была медной. При втором способе изготавливаются стальные заготовки, которые затем покрывают слоем никеля или другого металла. Отличить их можно по отсутствию проглядывающей сбоку основы, но при этом само покрытие иногда имеет цветные наплывы из-за неполного покрытия. Выпуск монет из твёрдой стали значительно удешевил производство, но добавил большое число брака, поскольку износ штемпелей стал проходить быстрее. Штемпели часто ремонтируют, подшлифовывают, наносят новое покрытие и снова пускают в ход. Результатом износа штемпеля является появление на монетах дополнительных элементов (выкрошка штемпеля) и длинных тонких полос (раскол).
Монеты улучшенной чеканки
Единственным ручным производством осталось изготовление специальных коллекционных монет по улучшенной технологии. К ним относятся:
Золотая монета качества пруф
пруф (proof) – монеты с матовым рисунком и зеркальным полем. Штемпели обрабатываются кислотой для придания эффекта мелкой шероховатости, затем выступающие части полируются до зеркального блеска. Кружочки металла изготавливаются методом отливки, а не выбивания из ленты, затем проштамповываются с нанесением гурта и канта, после чего тоже полируются. Все они проходят тщательный контроль. Чеканка производится двойным ударом, затем монета вручную вынимается и помещается в капсулу (в советское время и в 90-е годы часто помещались в полиэтиленовую запайку). Процесс требует идеальной чистоты и аккуратности, поскольку попадание пыли может снизить категорию монеты до prooflike (пруфлайк). Полировку штемпеля приходится повторять после нескольких десятков монет. Подобная технология существовала ещё в имперский период, но полированные штемпели после износа могли идти на чеканку обычных монет;
Инвестиционная монета чеканки UNC
пруфлайк (prooflike) – изготовление происходит также, как и пруф, но из-за слишком крупных заготовок (например, для килограммовых серебряных и золотых монет) остаются мельчайшие дефекты, царапины или пыль.
BU (Brilliant Uncirculated) – монеты имеют слегка глянцевую поверхность, но без зеркального отражения и без матового рисунка. Выпускаются специально подготовленными штемпелями без полировки. Дефекты производства не допускаются.
Улучшенный UNC – выпускаются обычными штемпелями, но с тщательным контролем производства для исключения дефектов и царапин. Из станка монета извлекается вручную и помещается в капсулу или запайку (в СССР иногда помещали в бумажные конверты).